Maserati Quattroporte S 4.7: не для слабаков

Почти столетняя история Mazerati пестрит славными, подчас триумфальными событиями, но порой омрачается и довольно печальными этапами. Бренд не раз кочевал из одних рук в другие, что, по правде говоря, не всегда шло ему на пользу. Но в итоге в 1997 году кривая тропинка завела Maserati под крыло Ferrari, которая находилась под контролем группы Fiat – прародительницы легендарных «Жигулей». А ведь каждый из нас хорошо знает, что детища Fiat’а – на века! Так что за будущее Maserati можно не волноваться, а его настоящее по-прежнему радует автолюбителей сверхинтересными автомобилями. К тому же кооперация с Ferrari – пожалуй, лучшее, что может случиться с автомобильным околоспортивным брендом. Даже «Запорожец», побывав на родине красных болидов в Маранелло, наверняка поехал бы быстрее, возбудившись именитыми феромонами. Что уж говорить о Maserati, двигатели которого изготавливаются на заводе Ferrari! К тому же вся схема производства Maserati модернизирована по образу и подобию Ferrari: цеха и конвейеры, система логистики и поставок, менеджмент – все впитало в себя лучшее, чем может поделиться великий без преувеличения итальянский собрат. Кузова Maserati делают в Турине, красят в Маранелло, после чего они попадают на моденский сборочный завод – своеобразный итальянский пасьянс, намертво переплетающий оба бренда.

Кстати, удивительный факт – в этом уютном и в целом благопристойном уголке Италии в окрестностях Модены и Болоньи сосредоточено просто немыслимое число эксклюзивных автомобильных марок, больше чем где бы то ни было в мире! Не случайно этот благодатный район носит название «Земли моторов» — Terra di Motori. Ведь здесь Maserati оседлало Ferrari, Lamborghini погоняет и Pagani укрощает…

Для нас же важно, что столь плотное сотрудничество между Ferrari и Maserati не лишает, однако, их продукцию индивидуальности: автомобили совершенно не похожи друг на друга и занимают разные ниши, не составляя друг другу и малейшей конкуренции. Президент Ferrari Лука Ди Монтеземоло определил векторы развития двух марок следующим образом: "Ferrari – воплощение исключительных показателей и великолепной управляемости. Эти машины ориентированны именно на водителей. Они двухдверны и двухместны, либо имеют схему 2+2. Maserati же остаются роскошными и агрессивными автомобилями класса гран туризмо."

Но вернемся на грешную землю. Автомобильный мир замер в ожидании полноприводной модификации представительского седана Quattroporte. Скорее всего, она появится у следующего поколения модели, чтобы повысить конкурентоспособность среди заклятых друзей Audi, Mercedes-Benz и BMW. А чтобы скоротать ожидание, мы решили протестировать уже не молодую, но еще далеко не устаревшую версию Quattroporte с приставкой S, которая прямо намекает на заметную прибавку в мощности.

Созвучное с известной системой полного привода название Quattroporte всего лишь прямодушно сообщает водителю, что в его распоряжении полновесных четыре двери, четыре портала, сулящих сказочное удовольствие. Осталось только выбрать, через какой из ходов проникнуть в логово спортивного лимузина – спереди или сзади. Ведь этот автомобиль определенно предоставляет такой выбор. На переднем сиденье вас не примут за водителя, так как почти все наслышаны про выражено драйверские повадки Maserati, а на заднем вы сохраните респектабельный имидж солидного человека, обладающего, к тому же, незаурядным вкусом. Что ж, для первого проникновения я выбираю водительскую дверь, которая закрывается за мной со сладким «чпоком».

В руках голубой брелок ключа. Стильный, но несколько старомодный. Впрочем, в Maserati даже старомодность воспринимается, скорее, как верность традициям. Любой человек, привыкший ежедневно усаживаться за руль пусть и дорогих, но все же более распространенных и заурядных автомобилей, наверняка испытает легкий трепет, размещаясь в водительском кресле Quattroporte. Да что там, скорее всего, он возбудится еще на подходе к этому по-настоящему изящному автомобилю. Большинство журналистов здесь начинает привычно строчить о каком-то великолепном, истинно итальянском дизайне от Pininfarina. Позволю себе отметить, что такой дизайн не имеет национальных корней, он – абсолютен. Внешность Quattroporte вобрала в себя стремительность, легкость, и в то же время солидность, масштабность. Этот седан многогранен – его интересно рассматривать с любого ракурса, и даже легкие несуразности вроде раскосости фар на поверку оказываются оригинальными решениями, которые придают автомобилю особенное обаяние.

Следует признать, что рестайлинг 2008 года пришелся очень к лицу Quattroporte, осовременив его, сделав чуть агрессивней и пропорциональней. Новая радиаторная решетка привела автомобиль к единообразию с другими, более свежими моделями Maserati, сохранив преемственность стиля. Интерьер Quattroporte за эти годы дозрел до того уровня, когда еще немного, и все больше людей начнет замечать, что он начинает устаревать. Прежде всего, это касается торпеды. Но качество материалов и добротная ручная отделка так впечатляют, что почти на 100% компенсируют возраст, выводя этот дизайн во вневременные категории.

Да, можно заметить в том или ином месте легкую неровность шва или контура, присущие настоящей ручной работе. Но такие нюансы лишь позволяют отдыхать глазам, измученным роботически-идеальными прямыми современных изделий, окружающих нас повсюду. Впрочем, негоже мужчине так долго любоваться дизайном. В Maserati это, как ни странно, далеко не главное.

Проворачиваю голубой брелок, и сочный, миллион раз воспетый всеми, рокот двигателя наполняет уши своей ненадоедающей мелодией. В этот момент кресло услужливо подвозит водителя в боевую позицию ближе к рулю, а приборная панель и экран оживают приятной глазу подсветкой.

Самые приятные эмоции вызывает кресло – оно оснащено массажем, вентиляцией, подогревом и умеет адаптироваться под анатомические особенности водителя. Однако ручные настройки мне понравились больше, ведь пользуясь ими можно настроить посадку удобней, и тогда сидеть становится заметно комфортней, чем, допустим, в еще более спортивном и жестком GranTurismo.

К слову, о голубых брелоках. Недавно промелькнула новость, что Элтон Джон выставил на продажу свой Quattroporte S, так как, по агентурным сведениям, его драгоценной пятой точке не слишком подошел встроенный массаж. Нам же, прошу прощения, массаж показался ненавязчивым, не отвлекающим от дороги и вполне справляющимся со своим прямым назначением – борьбой с нарушениями кровообращения. Не понравилось только расположение кнопок, отвечающих за включение массажа – их нужно искать наощупь, где-то справа-внизу, и это, прямо скажем, не очень удобно.

Что ж, раз мы коснулись эргономики, пора уделить ей особое внимание. Сходу убеждаемся, что меню настроек Maserati не очень-то дружественно к пользователю, и в целом оставляет впечатление запутанного. К некоторым кнопкам приходится тянуться –попасть в них вслепую довольно сложно. Но при этом целых две клавиши центральной консоли с щедрой избыточностью отведены под управление задней электрической шторки – одна отвечает за ее подъем, вторая – за опускание.

Особое затруднение вызвала настройка боковых зеркал. Казалось бы, чего уж проще? Но нет, пришлось повозиться – Maserati требует внимательного отношения, приходится приспосабливаться. А пока не привыкли – не удивляйтесь, если вдруг зеркала сложатся на ходу, когда вы попробуете их подрегулировать.

Клавиши управления на руле вполне удобны, их предназначение понятно сходу. Но есть нюанс – на задней стороне руля имеются скрытые от глаз кнопочки, разобраться с ролью которых оказалось чуть сложнее. Впрочем, если вам жаль свое время, на помощь придет прекрасно выполненная инструкция отменного полиграфического качества. И все же опыт показал, что к нестандартному алгоритму настроек привыкаешь приемлемо быстро. Несмотря на легкую несуразность, управление перестает быть настолько неудобным, каким может показаться вначале. В конце концов, это уж точно не сложнее, чем приспособиться к компьютеру, за которым вы сейчас сидите.

Здесь самое важное заключается в том, что все эти частности не имеют особого значения в свете великолепной общей эргономики, которая парадоксальным образом оказалась на высоте. Все что касается какого-нибудь баловства с навигацией или развлекательной системой, привереде может и не понравиться, а вот расположение ключевых органов управления автомобилем – почти эталонно. А что может быть важнее в автомобиле, который умеет ездить, как никакой другой?

В Quattroporte удобно садиться, в нем чувствуешь себя свободно, и тебя не покидает ощущение внутрисалонного простора. Посадка одновременно спортивна и комфортна – не устанешь в пробке, но и не заснешь на трассе. Левая рука без проблем попадает в кнопки управления остеклением, которые нажимаются с идеальной «дорогой» четкостью. Правая комфортно располагается на подлокотнике, в который встроен охладитель напитков. Рычаг коробки прекрасно ложится в ладонь, основные сервисные элементы управления, вроде ручки настройки громкости музыкальной системы или регулировки климат-контроля без проблем нащупываются вслепую. Руль без преувеличения изумителен своей формой, сделан из тактильно приятных материалов и очень удобен – из рук его не упустишь. Правда, элегантная отделка руля деревом – опция ценой 1330 евро – не каждому придется по нраву, ведь она провоцирует выделение пота. Впрочем, хватку это почти не ухудшает за счет удобной внутренней части «баранки», отделанной кожей.

Но вот чего катастрофически не хватало тестовому автомобилю в зоне руля – так это подрулевых лепестков переключения передач. Да-да, кто-то умудрился собрать Maserati без них, хотя по другим экземплярам нам хорошо известно, насколько они удобны в использовании благодаря «анатомической» форме и расположению. Но об этом мы узнаем, когда, наконец, поедем!Итак, трогаемся! Бррр, снова это волнующее урчание V-образной восьмерки 4,7 л, по изменениям тембра и силы которого пассажир легко может отслеживать работу педалью газа. Удивительно, но при всей своей изрядной громкости, звук двигателя ни разу ни у кого не вызвал раздражения – даже у засыпающей на заднем сиденье девушки. Напротив, он всегда вселял в находящихся в автомобиле людей исключительно положительные эмоции. Вот она – сила искусства!Все же, какой же у него тяжелый руль! Явно не для женской руки. На парковке хрупкое создание наверняка бы отметило, как трудно его вращать. Позволю немного грубого мужского шовинизма – не женское дело управлять таким автомобилем! Quattroporte S со всеми своими 430 лошадьми в самом расцвете их сил и 490 Нм/об./мин. создан, скорее, для альфа-самцов или сдержанных волевых мужчин, которым нравится подчинять, укрощать сильный характер своего автомобиля, но никак не для слабой половины человечества…

Несмотря на серьезный норов Quattroporte S, к управлению привыкаешь очень быстро. В процессе передвижения проникаешься работой рулевого усилителя, чувствующего скорость и тонко меняющего силу сопротивления вращению. Это дарит водителю, возможно, лучшую для этого класса автомобилей управляемость. Руль Quattroporte предельно информативен и при этом наделен умением не беспокоить водителя чрезмерными подробностями дорожного рельефа. Он отфильтровывает все лишнее, оставляя только нужное для четкого и точного управления, не доводя водителя до вибрационной болезни. Возьмем, к примеру, обычную колею. При ее пересечении вместо невнятного «провала» в яму, ты чувствуешь каждую малейшую часть дорожной выемки, что позволяет полностью контролировать автомобиль – никакой нервозности, полная подчиненность. Как результат – водитель получает все необходимое для безукоризненно точного управления, без труда сливаясь с авто в единое целое.То же касается и работы электрорегулируемой адаптивной подвески Skyhook. Она также не страдает избыточной информативностью, при этом достаточно энергоемка и легко проглатывает незначительные неровности, однако довольно жестко подбрасывает ездоков на волнах и гребенках, как и полагается автомобилю с истинно спортивными замашками. Поперечная устойчивость балансирует на грани между спортивностью и комфортом. Инженерам Maserati, на наш взгляд, здесь удалось найти оптимальный компромисс. Пробить подвеску нам не удалось ни разу, несмотря на то, что автомобиль тестировался в самых разнообразных дорожных условиях.С недавних пор Quattroporte оснащается шестиступенчатой автоматической коробкой передач, которая, в угоду желанию сделать автомобиль успешнее, пришла на смену роботу Duo Select. В свое время он получил массу нареканий из-за дерганой и не всегда корректной работы. С одной стороны, автомобиль отныне заметно сгладил свои повадки, сбавив источаемый накал страстей, стал плавнее, вальяжнее, комфортнее для пассажиров. С другой стороны, он утратил толику своей хардкорной спортивности, которая была его фамильной чертой. К тому же, за счет замедления скорости переключений передач, Quattroporte немного потерял в динамике разгона. Maserati, немного подрасстроив истинных ценителей марки, явно пошла навстречу более широкому кругу потенциальных клиентов. Такой компромисс – палка о двух концах еще и потому, что, например, прямой конкурент Porsche Panamera теперь имеет преимущество за счет своей великолепной коробки PDK с двумя сцеплениями, которая управляется с передачами быстрее…Зато автомат немного изменил развесовку Quattroporte по осям, приблизив ее к эталонной. Теперь она 49 к 51 проценту за счет смещения коробки вперед относительно прежнего положения робота. Впрочем, даже такой баланс все-таки не избавил автомобиль от некоторой недостаточной поворачиваемости. В предельных режимах она вполне ощутима, хотя и не является чрезмерной и определяющей. Главное, что автомобиль ведет себя прогнозируемо, великолепно выдерживая заданную траекторию и снабжая водителя всей необходимой информацией для того, чтобы тот без труда не выходил за пределы допустимого.

Длинная колесная база в 3064 мм способствует хорошей курсовой устойчивости. С включенной системой стабилизации пустить автомобиль в занос не так-то просто. Он цепко борется за стабильность, до конца оставаясь понятным. Но стоит отключить MSP, и Quattroporte можно без труда направить хоть в управляемый занос, хоть в полицейский разворот. Мощности для этого предостаточно.Несмотря на изрядную колесную базу, сзади места не так уж много. Конечно, ноги расположившегося в заднем кресле человека уместятся без труда, даже если он обладает высоким ростом, но все же простора в сравнении с конкурентами немного не хватает. Впрочем, переднее кресло можно отодвинуть прямо с заднего сиденья специальной кнопкой, что компенсирует недостаток пространства. Зато посадка сзади, которая несколько выше, чем спереди, очень удобна благодаря хорошим возможностям настроек и все тем же вентиляции и массажу. Опциональные деревянные столики в спинках передних сидений (ценой в 2930 евро), удобный подлокотник, управление климатической системой, откидывающийся нажатием расположенной слева от руля кнопки средний подголовник, в который можно упереться головой во время сна, органично создают в задней части авто умиротворяющую атмосферу. Находиться там не менее приятно, чем спереди.

Что касается багажного отделения, то оно не отличается особой вместительностью. Но, тем не менее, в его подполье умещается ремкомплект и докатка. В отличие от дверей, крышка багажника снабжена доводчиком.

Многих интересует расход топлива Maserati. И хотя в разговоре о подобных автомобилях упоминать его – чистый моветон, мы все же отметим, что при активной езде в городском цикле количество сжигаемых литров 98-го бензина стремится превзойти среднедневную температуру воздуха в разгар лета в Модене. 30 литров на сотню для такого «мазера» – не вопрос.Впрочем, экономический кризис вносит свою лепту – в следующем поколении Quattroporte Maserati планирует снизить расход топлива хотя бы на 25 процентов. Для этого седан сделают на 15 процентов легче и оснастят системой "стоп-старт". А коробку передач заменят на более «экономичную» восьмиступенчатую ZF.Quattroporte также щедр на расход и другой жидкости – омывайка изливается из восьми форсунок, при этом на фары низвергается буквально Ниагара, что приводит к очень быстрому истощению столь ценного в грязную погоду вещества. К тому же горловина залива омывайки для пополнения запаса расположена не слишком удобно. В более сухой и теплой Италии такой конструктивный недостаток, возможно, особо и не помешает, но не у нас.

Бесконечно долго можно смотреть на огонь, воду и рассказывать о Maserati. Такой автомобиль нельзя оценивать по лекалам общих канонов. У него есть душа, уникальный нрав, и он требователен к своему владельцу не меньше, чем хороший владелец требователен к своему автомобилю. Но и взамен автомобиль способен дарить много больше эмоций, чем большинство привычных, быть может, более практичных в повседневной эксплуатации машин. Да, Quattroporte S обязательно потребует понимания, проникновения, особого подхода, терпения в недешевом обслуживании... Но если с ним найти общий язык, то вряд ли захочется заменить его чем-то расхожим, привычным большинству. Ведь тогда больше никто не свернет вам вслед шею, с криком «Смотрите, Мазерати!».

В Quattroporte S можно с огромным удовольствием находиться за рулем, а, когда захочется, с не меньшей радостью перемещаться на заднее сиденье, чтобы спокойно расслабиться. Он чуть ли не единолично заполняет огромный пробел между «баржами» F-класса и люксовыми купе, которые тянет водить самому. Не так давно у него появился грозный конкурент от Porsche, но, на наш взгляд, хотя кое в чем немец технически и превосходит Quattroporte, он не может противостоять на равных неповторимым стилю и темпераменту, щедро источаемым Maserati. В Panamera больше холодного расчета и выверенности, но меньше несдержанной страсти, меньше порыва, в нем попросту нет той ДНК разнузданной свободы, заставляющей нас рвать вперед, быстрее и еще быстрее…

Материал сайта www.carsguru.net