La Bella Macchina
Максим КАДАКОВ, фото автора и фирмы Maserati. Журнал Авторевю.Ну что за замечательный народ эти итальянцы! Даже здесь, на севере Италии, который прежде был частью Австрии и где едва ли не каждый говорит еще и на немецком, тевтонская строгость уступила место южному радушию. И если ты едешь не на потрепанном «фиатике», а, предположим, на новеньком Maserati GranTurismo, то в каждой деревеньке тебя обязательно поприветствуют без тени классовой неприязни: — Нуово Мазерати? Белла маккина! Перфетто! И я тут же делюсь через опущенное стекло всем своим запасом итальянского: — Чао! Грацие, синьор! Машина у меня действительно белла, красивая. А вот перфетто она или не совсем, я еще не разобрался. Положим, с опущенным стеклом я ездил не только ради того, чтобы попрактиковаться в разговорном итальянском. Я слушал музыку, музыку мотора. Это уже не тот высокий, надрывный рев, которым заводит Maserati Coupe. Это сочное, утробное ворчание. Передачу пониже, газу побольше… Какая роскошная, сытая «отсечка»! А не откроешь окно — и голос мотора будет пробиваться в салон лишь при напористой езде, а в более спокойных режимах он почти не проявляется, позволяя вплоть до 160 км/ч вполголоса общаться с попутчиком. Отменная шумоизоляция! Молчат панели салона, молчат обивка, крышка перчаточного ящика — ни скрипа, ни «сверчка». Как-то не по-итальянски… Остановился, вышел, похлопал дверями и крышкой багажника. Звук, может, и не тот, что на дорогих немецких машинах, но слух не режет. Да и хлопать дверью не нужно: толкнул чуть-чуть — она и закрылась. Прогресс! Помнится, побывав лет двенадцать назад на заводе Maserati в Модене, я был шокирован качеством сборки. Двери Maserati Ghibli закрывались через раз, а крышка багажника царапала острыми краями кузов, да так, что на новом автомобиле был заметен голый металл! Я уж не говорю о других видимых и невидимых огрехах. Сейчас Maserati выходит из затяжного кризиса, который длился без малого двадцать лет. А первый квартал этого года наконец-то был отмечен прибылью — впервые с 1993 года, когда фирма Maserati перешла под крыло концерна Fiat Auto. Особую роль в спасении марки сыграл появившийся три года назад седан Quattroporte, открывший Maserati новые рынки сбыта. И именно на базе Quattroporte создано купе GranTurismo.
«Механика» заимствована у седана практически полностью, поэтому на разработку купе ушло всего полтора года. В соавторы пригласили дизайнеров ателье Pininfarina, хотя на протяжении многих лет кузова всех типов и рангов для Maserati кроила фирма ItalDesign. И получилось здорово! Рукоплескать дизайнерам можно за одну лишь овальную решетку радиатора с вогнутыми прутьями! А как жаль, что, сидя за рулем, ты видишь только левое переднее крыло и лишь часть капота — какие формы! Белла маккина! Перфетто! Но взгляните на «маккину» сзади. Такое впечатление, что заказчик вовремя не расплатился с дизайнерами — и те бросили работу на половине. Откуда эти невнятные фонари? Почему такой безликий разрез в заднем бампере? Странно. Интерьер лаконичен, а намек на спорт здесь весьма сдержанный. Трехспицевый руль? Такой же стоит и на седане Quattroporte. Ковшеобразные передние сиденья? Бывают «ковши» и лучше, и электрорегулировок здесь минимум. К примеру, валик поясничного подпора перемещается в спинке сиденья лишь вверх-вниз, а величину самого подпора изменить нельзя. И двигатель запускается не кнопкой, а поворотом обычного ключа со складным жалом.
Зато здесь уже есть «ощущение качества». Чувствуется, что итальянцы пересмотрели подход к работе с поставщиками комплектующих. И только овально-остроугольные часы, отличительный знак всех Maserati, расстроили. Просто часы. Ну почему бы не поставить такие же элегантные и золоченые, какие, например, были на купе Ghibli? Показывали неточно время, требовали подзаводки? А почему разрез резинового уплотнителя проема багажника оказался не точно в центре, напротив замка, а смещен влево? Мелочь, но на автомобиле за 150 тысяч евро явно неуместная. Заимствованная у Quattroporte платформа подверглась кое-каким изменениям. Колесную базу сократили на 125 мм, чуть короче стал задний свес, а сам двухдверный кузов стал на 30% жестче. Благодаря смещенному назад силовому агрегату развесовка по осям получилась почти идеальной — 49:51. Чего не скажешь о самом весе: 1880 кг! Сравните: BMW 650i легче на 165 кг, Jaguar XKR — на 225 кг, Porsche 911 — почти на полтонны! Ничего удивительного: здесь полностью стальной кузов. Конечно, назвать слабым 400-сильный мотор V8 грешно, но «на выходе» — пусть и быстрый, пусть уверенный, но просто разгон. Что, кстати, не помешало мне за 200 километров высушить 86-литровый бак… Но, если верить паспортным данным, Maserati GranTurismo разгоняется до 100 км/ч всего за 5,2 с. Не верю! Потому что 5,2 секунды — это очень быстро! Так разгоняется Porsche 911 с механической коробкой. На секунду позже разменивают первую сотню Evo IX и Impreza WRX, причем при каждом переключении передач тебя словно охаживают по спине мешком с песком. А в GT — никаких ударов, тишина и покой. Даже с отключенной системой стабилизации купе разгоняется предельно ровно, без пробуксовки. Впрочем, от возможной пробуксовки в немалой степени спасает самоблокирующийся дифференциал: при разгоне он блокируется на 25%, а при торможении двигателем — на 45%, что должно предотвращать ранний срыв в занос при сбросе газа в повороте. Но где же здесь поворот, в котором можно без риска добраться до предела сцепления широченных шин с раскаленным асфальтом? На серпантинах, которые, словно вареные спагетти, разбросаны по горам в окрестностях Больцано? Но вот уже час я тащусь в плотном потоке отдыхающих, плетущихся из Германии и Австрии на теплые моря Италии. Не забалуешь. В этом дерганом режиме порадовал заимствованный у Quattroporte шестиступенчатый «автомат». Плавные переключения, небольшие задержки при переходе вниз — и никаких рывков, характерных для фирменной роботизированной коробки Cambiocorsa. Таким же «автоматом» ZF оснащаются Jaguar XKR, Aston Martin DB9 и BMW 335i. Но настройка управляющей электроники у всех машин разная. Например, на BMW коробка отличается более быстрыми и «жесткими» переключениями. А на Maserati «автомат» все делает мягче.
Мягко работает и подвеска с активными амортизаторами Skyhook. Асфальтовые стыки и небольшие ямки проходишь, словно их вовсе нет. И при этом ни намека на расхлябанность или раскачку. Разве что в поворотах крены велики. Подвеску можно «ужесточить», включив спортивный режим. Причем попутно в спортивный режим переходит и «автомат», а двигатель веселее откликается на газ. Стало чуть интереснее. Но даже в этом режиме GranTurismo не становится по-настоящему спортивным. Оказывается, чтобы Maserati GranTurismo полностью раскрыл свой характер, надо было выбраться на автобан! Сдержанные, четкие реакции, по-прежнему отменная шумоизоляция. Как в Мерседесе. И только на скоростях свыше 150 км/ч информативность рулевого управления немного падает — приходится подруливать. Добротный, надежный в управлении, а главное, очень красивый автомобиль. Bella macchina. А ездовой характер… Какой нынче крупнейший рынок для Maserati? Правильно, США! В Северную Америку уходит более половины всех машин. А вкусы тамошних водителей известны. Да и в Европе они меняются.
Вот что сказал главный конструктор Пол Фикерс: — Мы готовы разработать любой автомобиль. Двухместный, более мощный, с механической коробкой. Но будут ли эти спорткары покупать? А нам нужно машины продавать, причем чем больше, тем лучше. Вы знаете, что на GranTurismo принято уже более 1800 заказов, и около 85 процентов всех покупателей — люди, у которых никогда раньше не было Maserati? Значит, мы движемся в верном направлении. Значит, в верном. Причем заботиться надо и о том, чтобы, во избежание обострения «внутренней» конкуренции, это верное направление было подальше от курса Ferrari. Тот, кому хочется погорячее и поострее, пусть покупает Ferrari. А кому поспокойнее, покомфортнее да побуржуазнее — Maserati. Например, Maserati GranTurismo. Белла маккина! Впрочем, через год, вероятно, все же появится более мощная версия — с мотором V8 4.7 мощностью 450 л.с. Но стоит ли ждать? Да и цена ее будет больше тех 150 тысяч евро, что попросят в России за Maserati GranTurismo. |