История

1
 

 

Компания Maserati успела за свою историю пройти череду революций. За 80 лет она отметилась в сегменте спортивных и дорожных автомобилей, притеснив BMW и Mercedes. А также ею были реализованы многие новаторские и технологические решения, которые и в наши дни используются в автомобилях… Однако давайте начнем обо всем по порядку, с самого начала истории и по настоящее время.Начало истории именитой компании было положено 14 декабря 1914 года Альфьери Мазерати, который в это время основывает предприятие по выпуску автомобилей, двигателей и свечей зажигания – этой компанией стала Officine Alfieri Maserati.

Место расположение для предприятия выбиралось долго, и в итоге было решено расположиться в Болонье, где на главной площади находится скульптура Нептуна, созданная Джиамболонье. Восхищенный этой скульптурой Марио Мазерати нарисовал фирменный знак компании – трезубец, который и послужил ознаменованием будущего компании братьев Мазерати.

В 1925 году братьями Мазерати – Альфьери, Эрнесто и Биндо создается двухлитровый двигатель по заказу крупного итальянского фабриканта и автопроизводителя Диатто. Позже этим двигателем будет оснащен довольно успешный гоночный автомобиль Гран При.

На календаре 1926 год. 25 апреля на гонках Тарга Флорио третий из братьев Мазерати – Альфьери представляет и пилотирует первый серийный автомобиль: Maserati Gran Prix 1500, на капоте, которого красовался знак трезубца. Даже не смотря на то, что в автомобиле был установлен двигатель меньшего объема по сравнению с конкурентами, Альфьери приходит первым к финишу. Эту дату и принято считать рождением компании Maserati.

А в 1927 году компанию ожидает первая победа – Эрнесто на Tipo 26 становится чемпионом Италии. Благодаря нескольким победам в известных гонках о фирме моментально узнает вся Европа. Этот момент дал новый виток компании, братьями было решено сконцентрировать свое производство только на гоночных автомобилях, оставив все остальное.

Результат не заставил себя долго ждать и в 1929 году гонщик Баконин Борзаччини на Tipo V4 ставит рекорд на скорость на дистанции 10 км - поистине огромная скорость для тех времен, 246 км/ч. В наши дни существует только четыре автопроизводителя, которые обязаны своим рождением исключительно гонкам – это Maserati, Ferrari, Lotus и McLaren. Maserati из перечисления самая старейшая.

Но за громкими удачами последовал и первый сокрушительный удар для компании. В 1932 году умирает один из братьев Мазерати – Альфьери, который довольно много времени посвятил созданию двигателей и автомобилей Maserati.

Эрнесто решает возглавить предприятие и с 1932 по 1939 годы все автомобили компании создаются именно им. За это же время он несколько раз завоевывает победы в гонках, на собранных своими руками автомобилях. А в 1933 году Эрнесто вводит первое нововведение в конструкцию – первым в Европе он начинает применять гидроусилитель тормозов на гоночных автомобилях.

Марка Maserati была популярна и известна в Европе, однако у компании были свои проблемы. В 1937 году обстоятельства сложились таким образом, что компания Maserati была продана братьям Орси, владельцам Orsi Gruppo. Братья были состоятельными аристократами и обещали оказать материальную поддержку.Контракт был составлен довольно интересным образом – братья Мазерати остались в компании сроком на 10 лет, по сути, они стали наемными работниками в собственной семейной фирме. По решению братьев Орси в 1939 году предприятие переезжает из Болоньи в Модену, где и находится по наши дни.

Победа американца Вильбура Шоу на Maserati 8CTF (в народе ее прозвали Boyle Specials) в 1939-1940 годах на гонках Indianapolis 500 помогла компании Maserati войти в историю легендарных гонок Америки. За всю историю гонок Maserati 8CTF, в оснащение которых входил великолепный 8-цилиндровый мотор 8CTF, станет единственным итальянским автомобилем – победителем, одержавшим победу в этих гонках за всю их историю.По истечению войны, контракт с братьями Мазерати истек. Те незамедлительно покидают фирму, которой оставили свое известное имя. По возвращению в родную Болонью они организовывают свое собственное предприятие OSCA (Officina Specializzata Costruzione Automobili Fratelli Maserati), которое занялось выпуском гоночных автомобилей. Однако прежнего успеха и популярности новым автомобилям добиться не удалось.

Первая презентация автомобиля класса GT – A6 1500, с кузовом от Pininfarina состоялась в 1947 году. Гоночной версией A6GCS под управлением Альберто Аскари несколько раз одерживалась победа на гонках в Модене. С автомобилем считались точно так же, как и на гонках Милле Милия и Тарга Флорио, где он уже побеждал соревнования.Позже появилась дорожная версия этого автомобиля, выпуск который был налажен небольшими сериями. Автомобиль оснащался почти гоночным шасси с облегченным 6-цилиндровым двигателем объемом 2 литра, в начале имевшим 1 распредвал и по 1 свече на цилиндр, а затем увеличили до два распредвала и двух свечей на цилиндр.Все автомобили выпускались очень малыми сериями, и среди них не было двух одинаковых моделей, можно так сказать - машины авторской работы.

В 1954 году на гонках Formula 1, проходивших тогда в Аргентине побеждает одноместный Maserati 250F. Через 3 года, в 1957 году, Maserati 250F с мощным и надежным 6-цилиндровым мотором помог знаменитому Фанджио завоевать его пятый титул чемпиона мира, и увы последний для компании Maserati. В этом году компания Maserati официально объявила о своем уходе из мира гонок, а гоночные технологии позже воплотились в производстве серийных дорожных автомобилей.

Новости о компании не заставили себя долго ждать, в 1957 году перед публикой предстает будущий бестселлер фирмы – первая серийная модель Maserati 3500GT. Автомобиль оснащался 6-цилиндровым двигателем с системой Twin Cam (в моторе использовалось 2 верхнераположенных распредвала), а рабочий объем двигателя составлял 3,5 литра. Над кузовом на славу поработало миланское дизайнерское бюро Touring. Помимо 3500GT в серии также была и своя «вишенка на торте» - ей стало купе Spyder, над кузовом которого работали в ателье Vignale. Дизайнеры и автомобильные историки сходятся в едином мнении - эта модель, выпущенная тиражом всего в 242 экземпляра, была самой изящной среди всех автомобилей Maserati. А в 1961 году в оснащение автомобиля была включена система механического впрыска топлива Lucas, что позволило фирме дописать к названию 3500 буквы GTI.Автомобиль 3500GT стал первым среди итальянских автомобилей, которые оснащались системой впрыска топлива. В 1964 году производство 3500GT было остановлено, после того как компания выпустила около 2000 автомобилей.

Рубеж 50-60-х годов ознаменовался в истории компании началом производства Maserati 5000GT. Автомобиль возродил в себе старую довоенную традицию – строить авто под заказ. Компанией Maserati была налажена поставка двигателей и ходовой части, а кузова для машин изготавливались в ателье Allemano, Bertone, Michelotti.В 1963 году рождается новый проект на чертежных досках фирмы Vignale, пришедший на смену устаревшему к тому времени кузову дизайна Touring. Новый автомобиль, получивший название Sebring в честь побед Maserati в североамериканских гонках, имел отлаженный и надежный двигатель в современном и агрессивном кузове. Вплоть до 1969 года продолжался выпуск его двух основных версий с 6-цилиндровым двигателем объемом 3,7л и 4,0л.

В это же время в истории Maserati происходит ещё один поворот, который позволил марке выделиться среди остальных автопроивзодителей. В свет были выпущены дорогие скоростные седаны – Mistral и Quattroporte. В Англии новый Quattroporte (с итальянского - четырехдверный) стоил дороже чем Rolls-Royce. Однако автомобиль обладал не только роскошным салоном, но и восхитительной динамикой и управляемостью.Первой представительской моделью фирмы вскоре станет Quattroporte. Он оснащался 4,2 литровой версией двигателя V8, который впервые был установлен на 5000GT. А для тех, кто помимо роскоши хотел и спортивность, была выпущена модель в более спортивном кузове – Mexico.

В 1966 году выходит в свет купе Ghibli, над кузовом которого работал молодой Джорджетто Джуджаро, в то время ещё работавший в ателье Ghia. Данный автомобиль становится сенсацией своего времени, и позже станет визитной карточкой Maserati в неспокойные 60-е годы.Спустя два года контрольный пакет акций Maserati переходит во владение Citroen. Одним из самых заметных моментов в истории партнерства между французами и итальянцами будет появление модели Indy (всего было выпущено 1104 экземпляра) и начало производства нового мотора V6, больше альянс двух автомобильных компаний, длившийся до 1975 года ничем себя не оправдал.Даже, несмотря на уход Maserati из гонок, их двигатели и машины продолжали выигрывать гонки. Двигатель Maserati V12, которым был оснащен 300 Cooper, приводил гонщика к победе в двух чемпионатах мира подряд – в Мексике 1966 года и чуть позже в 1967 году в Южной Африке.

В 1971 году появляется первый автомобиль фирмы класса GT со среднерасположенным двигателем – модель Bora. Этот автомобиль положил начало новой концепции компании Maserati. Теперь фирма начинает делать не только сверхбыстрые автомобили, но и довольно комфортные и роскошные

В следующем году проходит премьера Maserati Merak, в оснащение которого входил двигатель V6, разработанный для Citroen SM. Модель Merak становится достойным конкурентом в своем классе, среди них были также – Ferrari 308 GT4 и Lamborghini Uracco. В 1976 году появляется на свет Merak SS, который стали оборудовать новой модифицированной 3-литровой версией V6 и более элегантной приборной доской от Bora.

Конец ситроеновской эры. В 1973 году на замену Ghibli приходит новая модель – Khamsin, кузов который был создан в ателье Bertone. Автомобиль оснащался 4,9 литровым двигателем V8 с передним расположением и обладал великолепным дизайном.В 1975 году союз с Citroen окончательно развалился. Компания Maserati попала под опеку знаменитого Алехандро Де Томазо, который решил освежить модельный ряд компании. Он создает проект Kyalami – автомобиль выпускался в двух версиях: 4,2 л с механической КПП и 4,9 л с автоматом.Через год компания решает сменить маркетинговую стратегию – она решается на освоение новой ниши. Для чего и вступает в конкурентную борьбу с BMW и Mercedes, выпустив в своей истории первый автомобиль представительского класса – Quattroporte III с кузовом от Джуджаро.

Шагом к смене стратегии в 1981 году становится Biturbo – двухдверный седан, оснащенный новым 6-цилиндровым двигателем с объемом 2,0 литра и двумя турбинами, мощностью 180 л.с. Все это расположилось в небольшом, но очень роскошном кузове. В Италии автомобиль довольно быстро стал хитом, и в 1986 году Biturbo выходит на мировую арену. Для экспорта были подготовлены специальные версии с модифицированным V6 объемом 2,5 литра.

В 1989 году свет увидел последнего представителя эры Де Томазо – им стал Shamal, оснащаемый новым 8-цилиндровым двигателем Biturbo объемом 3200 см3, мощностью в 325 л.с.Позже выйдет настоящий спортивный автомобиль Karif. После установки на шасси Biturbo надежного 2,8 л V6 появился самый быстрый автомобиль из серии Biturbo. Удалив крышу с версии Spyder инженерами Maserati была создана настоящая ракета.

С 1993 по 1995 года к компании Maserati начал проявлять интерес итальянский автогигант Fiat Auto SpA. В 1996 году Фиатом было куплено 90% акций компании Maserati, и в это же время появился новый Quattroporte IV Evoluzione – Maserati наших дней.
В 1995 году по инициативе Fiat проходит серия гонок на Открытый кубок Ghibli. К этому мероприятию приурочили выпуск дорожной версии автомобиля известной как Ghibli Cup. Автомобили, обладающие всего двухлитровым двигателем захватывают дух своей мощностью в 330 л.с – такой отдачи на 1 литр топлива не имеет ни один серийный автомобиль, включая и известный Mclaren F1.

Прошло 2 года. И в 1997 году Maserati объединился с Ferrari (фактически полное управление перешло к Ferrari). Для повышения качества и надежности модельного ряда Maserati в ноябре этого же года на заводах в Модене на год остановили выпуск Ghibli и Quattroporte. И во время простоя предприятия прошла модернизация сборочного производства, стоившая почти 11,5 млн. долларов – в 1998 году она была успешно завершена и в это же время выходит в свет Maserati 3200GT. В 2002 году вышла новая модель Spyder GT.Сегодняшняя стратегия компании Maserati совсем другая, но имеет общие черты с историей. Выпуск комфортабельных спортивных автомобилей, не обделенных эффектной внешностью и высокими скоростными характеристиками. Вот сегодняшнее приоритетное направление Maserati!В 2005 году  Maserati вновь сменила владельца. На этот раз она досталась в управление Alfa Romeo, которая также входит в состав FIAT Group. Под управлением этой компании дела пошли успешнее — впервые за много лет Maserati стала приносить прибыль.