Dolce Corse

Сергей ЗНАЕМСКИЙ | Фото фирмы Maserati. Журнал Авторевю.

— Не «гонга», а «гонка»: последнюю согласную здесь нужно произносить так же, как первую в слове Quattroporte…

Это был инструктаж наоборот. Затягивая четырехточечные ремни безопасности, я вместо того, чтобы вслушиваться в напутствия сидящего справа Алекса Фьорьо — раллиста-ветерана и сына легендарного Чезаре Фьорьо, — помогаю ему зубрить русские слова: «tormoza», «vihlopnaya truba vsegda otkrita»…

Maserati хочет продавать больше автомобилей — особенно в России, но, оказывается, среди потенциальных клиентов далеко не все владеют не то что итальянским, а даже английским языком. Поэтому Алекс и другие инструкторы, которым вот-вот предстоит проводить у нас клиентские «покатушки», зубрят свои реплики на непонятном языке, чтобы лучше объяснить потенциальным покупателям, для чего в прайс-листах у дилеров появилась еще одна Maserati GranTurismo — с припиской MC Stradale: самая мощная, самая быстрая и самая дорогая из всех сегодняшних Maserati.

 

А я, чтобы понять это же, выруливаю на прогретый пармским солнцем асфальт трека Варано.

XT6A0302.psd
Сколь бы часто ты ни бывал в штаб-квартире Maserati в Модене, тебе все равно каждый раз предложат экскурсию по производственным цехам — они тут же, позади административного корпуса. Мне кажется, что именно так и должен выглядеть типичный итальянский автозавод. Зеркальный офисный айсберг — но сами машины собирают в ангарах с полувековыми стенами из красного кирпича, внутри современнейший конвейер с поворотными подвесами, лабораторный порядок на сборочных постах — но производственная линия обездвижена, а в атмосфере царит расслабленность, граничащая с бездельем. Рабочие перемещаются не спеша, кто-то болтает, кто-то курит под козырьком центрального входа, а конвейер оживает лишь раз в полчаса.
Но самое любопытное, что этой расслабленности здесь вовсе не стесняются — она будто срежиссирована и выставлена напоказ. Возможно, в этом есть смысл: романтическая непринужденность, с которой рождаются суперкары, может зацепить ищущих «дольче виту» клиентов куда сильнее, чем, скажем, привилегия выбирать один из тринадцати цветов прострочки салона — пусть даже при этом уменьшается вероятность того, что те самые стежки выйдут параллельными.

salon.psdC алькантарой и углепластиком вместо дерева лаконичность интерьера Maserati вдруг превратилась в достоинство

seats.psd race button.psd
Углепластиковые «ковши» входят в стандартное оснащение, а четырехточечные ремни и дуга безопасности — опции Кнопка Race на центральной консоли заняла место кнопки, которая на обычных Maserati активирует особо деликатный зимний режим Ice

В шоу-руме возле проходной заодно с полной модельной линейкой выставлены и формульные моторы середины прошлого века — рядные компрессорные «восьмерки». Когда я хочу что-то уточнить по их устройству, девушка на рецепции произносит «уно моменто» — и через минуту возвращается с седовласым господином в бухгалтерских очечках. Семидесятивосьмилетний Эрманьо Козза — главный архивариус Maserati. В его обязанности входит знать устройство всех выпущенных в Модене автомобилей. Это как раз тот человек, который поддерживает личную связь с клиентами и коллекционерами и отслеживает судьбу отдельных автомобилей.

— О, вы из России? Помню, как мы собирали синий Quattroporte с красным салоном для синьора Брежнева!

Можете представить себе подобную персону, скажем, на Мерседесе, чтоб вот так, с ходу, рассказал про спецмашины для герра Путина и герра Медведева?

transmission.psd paddles.psd
«Селектор» роботизированной трансмиссии — три кнопки, включающие автоматический режим (Auto), ручной (кнопка с единичкой) и реверс Если в режиме Race во время торможения удерживать левый понижающий лепесток, то «робот» будет самостоятельно, с перегазовками «подтыкать» низшие передачи

Архивариус Козза пришел на завод механиком в 1951 году и наверняка помнит, как в середине 50-х Maserati с великим Фанхио за рулем отобрала два формульных титула у Ferrari. А сейчас из окон своего кабинета он с грустной улыбкой смотрит на то, как разгружается трейлер из Маранелло: уже несколько лет все двигатели для Maserati поставляет именно Ferrari, бывший заклятый конкурент... Конечно, Козза понимает, что существование под крылом концерна FIAT (а до недавних пор — даже под непосредственным управлением Ferrari) позволило возродить компанию после печальной эпохи Bi-Turbo, что уже два года Maserati не знает убытков, что в прошлом году продажи выросли на рекордные 17,6%, до 5777 автомобилей. Но Козза наверняка согласится и с тем, что истинное положение Maserati в фиатовском автомобильном хозяйстве походит на роль крепостной балерины — красивые па приходится делать в кандалах технической унификации.

Что там двигатели Ferrari! Принятый в прошлом году новый бизнес-план предусматривает появление «беби-Quattroporte» с крайслеровской «шестеркой», а не исключено — еще и кроссовера Maserati на шасси внедорожника Jeep Grand Cherokee. И чтобы никакого противопоставления Ferrari: в Маранелло делают суперкары, а в Модене…

layout.psdКомпоновка transaxle с отнесенным назад «роботом» Graziano сегодня осталась всего у двух серийных Maserati — обычной GranTurismo S (c красной литерой) и GranTurismo MC Stradale. Обратите внимание на систему выпуска — хорошо видны каналы, по которым газы проходят мимо «банок» глушителя

brakes.psd
Тормоза Brembo с композитными дисками и увеличенный главный тормозной цилиндр сократили тормозной путь со 100 км/ч на 6% —
33 м по паспорту

Цитата из официальной презентации: «Главными конкурентами новой Maserati GranTurismo MC Stradale будут Porsche 911 GT3 RS, Audi R8 GT, Bentley Continental GT Supersports…»

Аббревиатура MC — это Maserati Corse, спортивное отделение Maserati. «Corse» по-итальянски — «гонки», а словом «Stradale» тут традиционно обозначают дорожные версии гоночных машин. По всем понятиям GranTurismo MC Stradale — это «конверсионный» продукт, промежуточная ступень между кольцевым болидом GranTurismo MC категории GT4 и исходным купе GranTurismo S, но не «автоматическим» (с гидромеханической трансмиссией ZF), а экстремальным — с установленной по схеме transaxle коробкой-«роботом» Graziano.

Атмосферная «восьмерка» объемом 4,7 л по сравнению с GranTurismo S форсирована на 10 л.с. — до 450 сил. Кузов не композитный, как у гоночной версии, а обычный, стальной, хотя и облегченный. Заменой кресел на «ковши» сэкономлено 26 кг, отказ от задних сидений облегчил машину еще на 16 кг, демонтаж шумоизоляции — еще 25 кг, оптимизации сварных швов и электропроводки — 14 кг, тормоза Brembo с композитными дисками легче штатных на 18 кг, новые колесные диски — на 5 кг, выпускная система — на 6 кг... В сумме Maserati GranTurismo сбросила 110 кг, но тех, что остались — аж 1770. И если, не выпуская из рук калькулятора, поделить на них четыре с половиной сотни «лошадей», то получится… Всего 254,2 л.с. на тонну снаряженной массы: на роль острия Трезубца назначена машина, по энерговооруженности уступающая даже обычному купе Porsche 911 Carrera S.

Но как она эту роль играет!

Первый вскрик «восьмерки» вспарывает тишину салона и зависает под крышей сухим и рассерженным эхом вспышек. Словно локоть партнерши, ты притягиваешь к себе правый подрулевой лепесток — и, чуть замявшись в момент первого смыкания дисков сцепления, Maserati рывком подается вперед. У меня лишь три подхода, каждый по три круга. Все под присмотром инструктора, а первые два — еще и в автоматическом режиме трансмиссии. Это единственный алгоритм, в котором электроника берет переключение передач на себя, — и единственный, в котором MC Stradale похожа на обычные «автоматические» Maserati. Неспешные волны смен передач, резиновая пружинистость педали газа. А разительное отличие разве что в полном отсутствии кренов. Никакой электронноуправляемой подвески — настройки пружин и амортизаторов скопированы с кольцевой машины GranTurismo MC: пружины на 8% жестче стандартных, клиренс спереди уменьшен на 10 мм, сзади — на 12 мм, толще стабилизаторы поперечной устойчивости.

Третий круг. Теперь режим Sport. Акселератор словно сбрасывает смирительную рубашку. «Робот» сразу уходит на одну передачу вниз и больше в переключения не вмешивается — выбор отныне только за мной, но я не спешу щелкать повышающим лепестком. Вот оно! После 4000 об/мин в выхлопной системе открываются перепускные клапаны — и ансамбль из восьми цилиндров взрывается истеричными формульными нотами. На самой высокой из них — щелчок по правому лепестку и ответный удар ускорения в спину. Сцепление размыкается и смыкается вдвое быстрее — за 100 мс. Ни для одной другой Maserati более стремительные переключения невозможны. Но на MC Stradаle есть еще режим Race — та самая «гонга», как коверкает его буквальный перевод мой инструктор.

XT6A8714.psd Trofeo_01.psd
Приростом в 10 л.с. и 20 Нм атмосферная «восьмерка» 4.7 обязана настройке электроники, оптимизации системы смазки и «алмазному» напылению на кулачках распредвалов Восемь этапов Trofeo Maserati в этом сезоне проходят в Италии, Испании, Бельгии, Великобритании и Марокко — как правило, на разогреве у этапов WTCC

Но просто нажать кнопку мало: «автомобиль и водитель должны отвечать особым требованиям», сказано в пресс-материалах. На деле все не так серьезно. Двигатель и трансмиссия должны быть просто прогреты, а водитель обязан держать дроссель открытым не менее чем на 80%, то есть почти «в пол», и только тогда «робот» перейдет на сверхжесткий режим переключений — формульные 60 миллисекунд. Диски сцепления едва «приоткрываются», электрогидравлика не втыкает, а вколачивает передачи, кажется, прямо тебе в позвоночник. «Гонга!» — смена ступеней происходит быстрее, чем язык бьется о небо при произнесении этого слова. Вернее, так — гооо-о-о-н-гааа-а-а-а. Короткий «затык» перед тем, как мотор сменяет тональность крика: «Ооо-оо-о-о — аааа-аа-а-а!»

Перепускные клапаны на выпуске теперь открыты постоянно — мотор сладострастно ревет под тягой, стонет под сброс газа и захлебывается разряжением в патрубках при полном закрытии дросселя.

Отними у MC Stradale ее голос — и что останется?

Динамика? Она не ошеломляет. Даже наоборот — неспроста же кольцевой GranTurismo MC оказался востребован только в монокубке Maserati Trofeo, где клиенты компании соревнуются на одинаковых автомобилях.

Тормоза? Да, MC Stradale — это первый серийный Maserati с «керамическими» тормозами Brembo — и первый с немецким чувством педали, без присущей другим моделям вязкой длинноходности.

Но все же главное, чем запоминается MC Stradale, кроме звука, — это… Легкость!

— Скинуть 110 кг? Пустяки! Куда сложнее было избавиться от них так, чтобы не «уплыла» развесовка, чтобы не изменился характер машины, — говорит Алекс Фьорьо.

Среди тех, кто учил ездить GranTurismo, итальянцы называют имена таких гонщиков, как Иван Капелли или Андреа Бертолини, но Алекс лукаво подмигивает:

— Помнишь историю про участие Шумахера в разработке Ferrari 458 Italia? На самом деле всю работу, как и в случае с MC Stradale, сделали ребята из нашей общей с Ferrari команды испытателей — вон они стоят в углу. А звезды Формулы-1 — они обычно приезжают, чтобы просто сказать «о’кей».

Вот она, общая школа. Воздушный, почти невесомый руль и при этом кристальная обратная связь, моментальные реакции и образцовая нейтральная поворачиваемость. Распределение массы между передней и задней осью сдвинулось к носу всего на процент — 48:52 в пользу задних колес. Maserati весит больше, чем Mitsubishi Outlander XL, но в повороте я не чувствую и половины этих килограммов. Вот без намека на инерцию нырнул внутрь дуги красивый нос с горбинкой, вот машина чуть присела на задние колеса в ответ на добавление газа, вот начала чуть уплывать корма на выходе…

Та непринужденная легкость, что царит в цехах итальянских заводов, — она здесь, у тебя под пальцами, она впитана в металл, резину, алькантару и пластик!

Девятый круг. Пора остудить тормоза.

Спрос на Maserati GranTurismo MC Stradale ожидают на уровне 50—100 машин в год, причем на Россию пока выделено только четыре автомобиля (цена у нас — от 208 тысяч евро). Но вряд ли Maserati переманит клиентов, скажем, у Porsche 911 GT3. Как говорят сами итальянцы, создать MC Stradale их просили нынешние владельцы обычных GranTurismo — те, которым хотелось бы, чтобы их повседневная машина выглядела и ощущалась, как кубковый болид. Те, которым нужна не просто dolce vita, а dolce corse.

XT6A9487.psd
Паспортные данные
Автомобиль Maserati GranTurismo MC Stradale
Тип кузова купе
Число мест 2
Размеры, мм длина 4933
ширина 1845
высота 1343
колесная база 2942
колея передняя/задняя 1586/1590
Объем багажника, л 320
Снаряженная масса, кг 1770
Двигатель бензиновый, с распределенным впрыском
Расположение спереди продольно
Число и расположение цилиндров 8, V-образно
Рабочий объем, см3 4691
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм 94,0/84,5
Степень сжатия 11:1
Число клапанов 32
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин 450/331/7100
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин 510/4750
Коробка передач механическая, 6-ступенчатая, роботизированная
Привод задний
Рулевое управление реечное, с гидроусилителем
Передняя подвеска независимая, пружинная, на двойных поперечных рычагах
Задняя подвеска независимая, пружинная, на двойных поперечных рычагах
Передние тормоза дисковые, вентилируемые
Задние тормоза дисковые, вентилируемые
Шины спереди 255/35 R20
сзади 295/35 R20
Максимальная скорость, км/ч 301
Время разгона 0—100 км/ч, с 4,6
Расход топлива, л/100 км смешанный цикл 14,5
Выбросы CO2, г/км смешанный цикл 337
Емкость топливного бака, л 91
Топливо бензин АИ-95